Полезно

Что нельзя масштабировать по модели франшиз?

Что нельзя развивать по франшизе?

Точнее упаковать и продавать по франшизе можно все! Но вот некоторые бизнесы опасно масштабировать через создание франшизы.

Есть 2 основных признака, при которых это губительно:
а. легко копируемая бизнес-модель
б. невозможность защитить права на свой труд

В основе любой франшизы лежит некая уникальная методика, фирменная бизнес-модель, какая-то фишка, которую создали авторы и она приносит коммерческий успех. Если эта фишка легко копируется и права на неё невозможно защитить, то франчайзи будут «заходить» к вам ненадолго. То есть со временем уйдут в самостоятельный бизнес, чтобы не платить вам роялти.

Что легко скопировать и одновременно не получить за это повестку в суд?

• технологию продаж или управления
• рецепты массовых блюд
• общедоступные инженерные технологии (например, строительства домов)
• способы оказания индивидуальных услуг: массажа, педикюра, стрижки и т.п.

А что можно защитить?

• IT продукт
• Учебную методику
• Инженерное изобретение
• Физический продукт

Что гораздо сложнее повторить самостоятельно:

• Привязанность клиентов к известному бренду, например, к McDonald’s
• Многоуровневую жесткую систему регламентов и нормативов, которые в совокупности дают крутой коммерческий результат. Например, как в ДОДО-пицца
• Федеральную рекламу (опять же усиливающую бренд), например, KFC
• Мега скидки у поставщиков, которые те дают на всю франчайзинговую сеть

Если вы хотите, чтобы франчайзи не сбежал от вас, то перед тем как начнете развивать франшизу, подумайте вот над чем:

• Чем вы ему будете дороги после того, как он всему научится?
• Сможете ли вы защитить свои права на те знания, которые передали ему. Защитить тогда, когда он сменит юридическое лицо, вывеску и в новой компании будет заниматься тем же, но без роялти
• Выгодно ли будет франчайзи работать дальше без вас?
• Что вы можете предложит такого, что привяжет вашего франчайзи к вам навечно?
2024-12-12 21:06 Масштабирование