Точнее упаковать и продавать по франшизе можно все! Но вот некоторые бизнесы опасно масштабировать через создание франшизы.
Есть 2 основных признака, при которых это губительно: а. легко копируемая бизнес-модель б. невозможность защитить права на свой труд
В основе любой франшизы лежит некая уникальная методика, фирменная бизнес-модель, какая-то фишка, которую создали авторы и она приносит коммерческий успех. Если эта фишка легко копируется и права на неё невозможно защитить, то франчайзи будут «заходить» к вам ненадолго. То есть со временем уйдут в самостоятельный бизнес, чтобы не платить вам роялти.
Что легко скопировать и одновременно не получить за это повестку в суд?
• технологию продаж или управления • рецепты массовых блюд • общедоступные инженерные технологии (например, строительства домов) • способы оказания индивидуальных услуг: массажа, педикюра, стрижки и т.п.
А что можно защитить?
• IT продукт • Учебную методику • Инженерное изобретение • Физический продукт
Что гораздо сложнее повторить самостоятельно:
• Привязанность клиентов к известному бренду, например, к McDonald’s • Многоуровневую жесткую систему регламентов и нормативов, которые в совокупности дают крутой коммерческий результат. Например, как в ДОДО-пицца • Федеральную рекламу (опять же усиливающую бренд), например, KFC • Мега скидки у поставщиков, которые те дают на всю франчайзинговую сеть
Если вы хотите, чтобы франчайзи не сбежал от вас, то перед тем как начнете развивать франшизу, подумайте вот над чем:
• Чем вы ему будете дороги после того, как он всему научится? • Сможете ли вы защитить свои права на те знания, которые передали ему. Защитить тогда, когда он сменит юридическое лицо, вывеску и в новой компании будет заниматься тем же, но без роялти • Выгодно ли будет франчайзи работать дальше без вас? • Что вы можете предложит такого, что привяжет вашего франчайзи к вам навечно?