Мой крайний масштабный проект в бизнесе – это строительство малоэтажных загородных домов. Активно я его развивал на протяжении 6 лет. И там организовал полноценную планомерную финансовую разведку конкурентов. Вот несколько примеров того, как мы это делали:
• Под видом очень осторожных клиентов мы «выбирали» надежного застройщика и узнавали, сколько домов за последний год построила компания. Просили доказать это и дать адреса последних десяти покупателей, чтобы проехать «посмотреть» на качество.
• Под видом очень жадных клиентов выбивали максимальные скидки, чтобы определить себестоимость компании.
• Выезжали на строительные площадки и общались со строителями. Выясняли сколько им платят (точнее за какую сумму они готовы перейти к нам), кто поставляет материалы, своим или наемным транспортом доставляют, свои или арендованные вагончики используют.
• Определяли как конкуренты «режут» себестоимость – экономят на качестве или используют какие-то технологические приемы. Если точно определяли, что застройщик «экономил» на арматуре, марке бетона и т.п., то эти сведения обязательно попадали в отдел продаж и использовались менеджерами в скриптах. Если узнавали какие-то технологические или организационные приемы, которые могут привести к добросовестной экономии, то фиксировали их в своей базе данных и брали на вооружение.
• Искали где размещена их реклама и считали, сколько денег они на неё тратят. Сопоставляя с выручкой, оценивали эффективность их каналов и затрат.
• Выясняли какие дома лучше продаются: в каких районах, с какой отделкой, какой квадратуры, цены и т.п. Кстати, обратили внимание, что если менеджер с тобой часто общается, то он уже начинает неосознанно отвечать на вопросы «не по делу». А с нами приходилось часто общаться, ведь мы доооолго принимали решения о покупке.